|
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
|
 |
Разбор предложения
Порядок разбора предложения:
1. Какое предложение по цели высказывания? (вопросительное, повествовательное или побудительное)
2. Какое предложение по интонации? (восклицательное или невосклицательное)
3. Распространенное оно или нераспространенное?
4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
Например:
После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это Вт.член. (обстоятельство)
Пошли (после чего?) после дождей – это Вт.член. (дополнение)
После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член. (определение)
На заметку:
 
|
Фонетический разбор слова. |
Схема фонетического разбора слова:
1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове?
Пример:
мо-рковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
[ м а р к о ф' ]
м - [ м ] - согл., непарн., зв., тв.
о - [ а ] - гласн., безударн.
р - [ р ] - согл., непарн., зв., тв.
к - [ к ] - согл., парн., глух., тв.
о - [ о ] - гласн., ударн.
в - [ ф' ] - согл., парн., глух., мягк.
ь
-------------------------
7 букв, 6 звуков
|
На заметку:
Напомним, что в русском алфавите 33 буквы.
Звуков, которые обозначают эти буквы, гораздо больше.
Например, буква Л может обозначать 2 звука [л] (лук) и [л'] (люк).
Гласных звуков всего 6 - [а] [у] [о] [э] [ы] [и].
Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков,
столько и слогов.
Согласных звуков 36.
Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных:
[б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].
Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] -[б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х'].
Звуки [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие.
Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие.
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые. .
Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука :
в начале слова; после разделительных Ъ и Ь; после гласного.
Е - [ЙЭ] Ё - [ЙО] Ю - [ЙУ] Я -[ЙА]
Например: яма - [й'ама], съел - [с й'эл], льёт - [л й'от], наезд - [най'эст].
|
Морфологический разбор имени существительного. |
Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
|
Например:
Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Морозец – сущ., морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч., дополнение.
|
Морфологический разбор имени прилагательного. |
Схема морфологического разбора имени прилагательного:
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
|
Например:
Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., определение.
|
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор). |
Схема морфологического разбора глагола:
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
|
Например:
Мы уходим всё дальше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
|
Морфологический разбор местоимения. |
Схема морфологического разбора местоимения:
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
6. Падеж.
7. Роль в предложении.
|
Например:
Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
|
|