Сайт 3 класса "А"
МОУ лицей г. Орехово-Зуево
Главная Расписание уроков Наш класс Фотоальбомы Виртуальная школа Наше творчество      
 

Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.

 

Разбор предложения

Порядок разбора предложения:

1.     Какое предложение по цели высказывания? (вопросительное, повествовательное или побудительное)

2.     Какое предложение по интонации? (восклицательное или невосклицательное)

3.     Распространенное оно или нераспространенное?

4.     О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5.     Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6.     Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7.     Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8.     Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

 

Например:

После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)

Что? Грибы - это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это Вт.член. (обстоятельство)

Пошли (после чего?) после дождей – это Вт.член. (дополнение)

После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член. (определение)

На заметку:

 

Фонетический разбор слова.

Схема фонетического разбора слова:

1.     Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
2.     Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3.     Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4.     Количество звуков и букв в слове?

Пример:

мо-рковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

[ м а р к о ф' ]

м - [ м ] - согл., непарн., зв., тв.

о  - [ а ] - гласн., безударн.

р  - [ р ] - согл., непарн., зв., тв.

к  - [ к ] - согл., парн., глух., тв.

о  - [ о ] - гласн., ударн.

в  - [ ф' ] - согл., парн., глух., мягк.

ь
-------------------------
7 букв, 6 звуков

На заметку:

Напомним, что в русском алфавите 33 буквы. 
Звуков, которые обозначают эти буквы, гораздо больше.
Например, буква Л может обозначать 2 звука [л] (лук) и [л'] (люк).

Гласных звуков всего 6 - [а] [у] [о] [э] [ы] [и].

Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Согласных звуков 36. 

Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных: 
[б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с]. 
Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] -[б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х']. 

Звуки [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие
Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие.
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые. .
Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука :
в начале слова; после разделительных Ъ и Ь; после гласного. 
Е - [ЙЭ] Ё - [ЙО] Ю - [ЙУ] Я -[ЙА] 
Например: яма - [й'ама], съел - [с й'эл], льёт - [л й'от], наезд - [най'эст].

 

Морфологический разбор имени существительного.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3.     Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.

Например:

Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Морозец – сущ., морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч., дополнение.

 

Морфологический разбор имени прилагательного.

Схема морфологического разбора имени прилагательного:

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3.     Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.

Например:

Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., определение.

 

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

Схема морфологического разбора глагола:

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма.
3.     Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.

 

Например: 

Мы уходим всё дальше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

 

Морфологический разбор местоимения.

Схема морфологического разбора местоимения:

1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (им.п.).
3.     Лицо.
4.     Число.
5.     Род (только в 3 лице ед.ч.).
6.     Падеж.
7.     Роль в предложении.

Например:

Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.


   
Вопросы и пожелания о работе сайта направляйте на почту:
Hosted by uCoz